Конфликт – неизбежное явление любой человеческой деятельности, в том числе образовательной, где он приобретает особое осмысление – педагогическое. Поэтому конфликтологическая компетентность должна стать обязательным условием профессиональной компетентности педагогов и представителей администрации высшей школы. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими наносит урон учебному и воспитательному процессу в высшей школе. Отсутствие умений и навыков компетентного разрешения конфликтов – существенный изъян профессионального образования педагогов. Не разработаны учебные программы, позволяющие в полной мере (с учетом специфики сферы деятельности – преподавания или управленческой деятельности в высшей школе) восполнить этот недостаток при обучении будущих педагогов или же при повышении квалификации сотрудников вузов. Такие программы должны интегрировать знания из области педагогической психологии, этнической психологии и конфликтологии, социологии образования и других наук. Именно в русле такого подхода создана новая программа повышения квалификации преподавателей и администраторов высшей школы «Управление конфликтами в полиэтнической образовательной среде». Программа, рассчитанная на 72 академических часа, разработана и прошла апробацию на семинарах Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного Российского университета дружбы народов. В РУДН актуальность развития умений толерантного взаимодействия традиционно признается одной из приоритетных задач: здесь обучаются студенты, аспиранты и стажеры 450 национальностей более чем из 130 стран мира. Цель программы - овладение практическими методами управления конфликтами разного типа (возможно при наличии межэтнических или межконфессиональных противоречий) для компетентного содействия их разрешению с учетом специфики конфликтов в сфере высшего образования.
|